© Александр Нехристь
на главную
П О Р Т - А Р Т У Р   1 9 0 4.   В Е Ч Е Р   Н А   Р Е Й Д Е...


Ночью 9 февраля 1904 г. японские миноносцы внезапно атаковали русские корабли, стоящие на внешнем рейде крепости Порт-Артур. Эскадренные броненосцы "Цесаревич", "Ретвизан" и крейсер "Паллада" получили тяжелые повреждения — так началась японско-русская война. Как и всякое бедствие на Руси, которое предвидели и к которому готовились, она началась неожиданно, а злой рок преследовал армию и флот в течение полутора лет, в равной степени изобиловавших, и примерами трусости и примерами храбрости...

Разглядывая фотографии, более, чем столетней давности, я не ищу среди них картины отгремевших сражений — мне любопытны жизнь и дух времени накануне суровых испытаний, выпавших на долю дедов — запечатлённая тишина и вечерний туман подскажут ищущей душе не менее, чем дым из труб и огонь из пушек; я уже не говорю об очарованости, которая охватывает всякого сухопутного человека при рассказах о море, ведь для него, впечатления от увиденного, услышанного и обдуманного, становятся ещё глубже и отчётливей.

И вот он, наконец, тот самый снимок, который я долго искал! Снимок, который сделан в самый канун войны — вечер на рейде — до войны всего несколько дней. На фотографии — броненосец "Пересвет", за ним — "Варяг", слева — крейсер "Диана"... Ещё не расчехлены орудия, ещё не покрашены в серый боевой цвет русские корабли; рядом с ними — буйки. Тут же снуют, торопятся к пристани рыбачьи лодки — покой и умиротворённость. Кажется, даже, что откуда-то издали, доносится музыка — ночные приступы, сполохи разрывов, штыковые атаки при свете прожекторов, рукопашные схватки на бастионах и в подземных галлереях,— всё впереди. Впереди ещё взорванный "Петропавловск", впереди ещё, горящий от носа до кормы, без мачт и без труб, но отстреливающийся до конца, броненосец "Суворов"; впереди ещё заснеженные поля Маньчжурии, где среди сопок, в окопе, капельмейстер Шатров набрасывает в тетрадь первые звуки своего знаменитого вальса...

Гимназистки, расцеловывающие и закидывающие цветами японских пленных — это тоже ещё впереди. Всё это впереди, всё это будет потом, а пока — тихий вечер на рейде: корабли, обнажённые плечи дам, брызги шампанского и блеск золочёных эполетов...

Связь времён... Кто задумывался, часто ли вспоминали руские люди времён самозванца деяния своих великих предков? В свою очередь, помнили ли те, кто выходил на Куликово поле, о своих предках, топтавших жидовские знамёна на берегах Хорола? удерживавших Доростол? громивших полчища "окаянных" половцев у Сновска, Ромен и Лубен? Забыто... Для людей эпохи наполеоновских войн Полтава так же далека, как далеко Бородино от тех, кто смотрел в прошлое в высот начавшегося XIX века; и точно так же мы теперь смотрим на прошлое с высоты своего века, самого низменнго из всех веков: Порт-Артур, Цусима, Мукдэн...



Крепость Порт-Артур была взята Россией у Китая в аренду; началось бурное освоение Восточного Китая русскими промышленниками, что вызвало недовольство Японии... Вот ещё снимок одного из последних мирных вечеров в Порт-Артуре — лучами заходящего солнца освещён крейсер "Варяг"; за ним стоит эскадренный броненосец "Полтава".



Ночью 9 февраля 1904 г. японские миноносцы внезапно атаковали русские корабли, стоящие на внешнем рейде крепости Порт-Артур. Эскадренные броненосцы "Цесаревич", "Ретвизан" и крейсер "Паллада" получили тяжелые повреждения. На снимке броненосец "Ретвизан", волоча корму по дну залива, продвигается во внутренюю гавань Порт-Артура. Снимок сделан со спасателя "Силач" который спешит на помощ русскому кораблю.



Повреждённый японским миноносцем крейсер "Паллада" с сильным креном на левый борт вошёл во внутреннюю гавань Порт-Артура. Потери русского флота не так уж и велики: повреждены всего три корабля, и только в корейском порту Чемульпо гибнет прорывающийся в Порт-Артур крейсер "Варяг". Но теперь, сил оставшихся в строю кораблей, стало недостаточно, чтобы помешать высадке японских войск на побережье.



Ещё одна потеря русского флота. На снимке — из порта Чемульпо в прорыв выходит крейсер "Варяг". За ним — "Кореец" — хорошо видны его укороченые мачты. Моряками, по русскому обычаю, уже одето чистое бельё, через несколько минут грянут первые выстрелы с японских кораблей, а спустя ещё несколько минут ответит "Варяг"... Фотография сделана американским корреспондентом в Корее А. Маршалом.



Встревоженый случившимся, в Порт-Артур срочно прибывает наместник царя на Дальнем Востоке адмирал Алексеев. На снимке генералы и офицеры встречают поезд его высокопревосходительства. Все они с тревогой обсуждают внезапное начало войны.



Туман. Все батареи береговой обороны срочно приведены в боевую готовность. Несмотря на плохую видимость офицеры в бинокли внимательно наблюдают за морем. По первому приказу они готовы открыть огонь по японским кораблям.



Бои идут ещё далеко — на корейской границе, но с каждым днём японские войска всё ближе прдвигаются к городу. На снимке — тяжёлая артилерия уже готовится к предстоящим боям. Осадные орудия на ключевой высоте порт-артурских укреплений "Орлиное гнездо".



Надежду на перелом в неудачно начавшейся войне связывают с адмиралом Макаровым. С его прибытием. воспрянул боевой дух осаждённых. На снимке: эскадра готовится к параду по случаю годовщины введения русских войск в Порт-Артур; впереди - броненосец "Пересвет", за ним — броненосец "Победа", позади них — крейсера "Паллада" и "Диана".



Ничто не предвещает беды - рассекая волны в Порт-Артур возвращается флагман русской эскадры броненосец "Петропавловск". Через минуту он столкнётся с миной — раздастся взрыв, за ним — второй, и корабль навсегда скроется под водою. От адмирала Макарова найдут только сиротливо качающийся на волнах плащ...



Маньчжурия. Война в самом разгаре. Мундиры начищены, заправлены гимнастёрки. За веру, царя и Отечество... Левой! левой!.. Ровнее ряды!.. Вздымая тучи пыли, русские войска спешат на помощь осаждённому Порт-Артуру. Впереди их ждут огонь и дым сражений.



Не числом выстрелов и даже не человеческими жизнями мерится успех или неудача сражения — мерится она числом вдов и сирот. За вводом войск в бой внимательно наблюдают высшие офицеры штаба. На снимке генерал Куропаткин осматривает позиции русских войск войск под Ляодуном.



Ещё одно усилие: под огнём неприятеля пехотинцы пытаются поднятся на приступ, но пули всякий раз прижимают солдат снова к промёрзшей земле. Кто сочтёт, сколько их, сибиряков, навсегда в ней останется... кто вспоминит нынче об их ратных трудах? о них самих?



Изломаны штыки, изорваны знамёна... У осаждённых все меньше надежд остаётся на помощь извне — русские армии, двигавшиеся к Порт-Артуру, терпят одно поржение за другим. Теперь и над ними нависла угроза окуржения... На снимке русские войска спешно отходят к Мукдэну.



В прорыв! Прямым повелением царя, русской эскадре приказано прорывается во Владивосток. На снимке — вступивший в сторой броненосец "Цесаревич" выводит в море эскадру. Он, крейсера "Аскольд" и "Новик" и ещё три миноносца прорвутся сквозь строй японских кораблей. Остальные корабли вернутся обратно в Порт-Артур, где со временем и найдут свою гибель.



На помощь прорывающимся кораблям порт-артурской эскадры выходят владивостокские крейсера: "Россия", "Громобой" и "Рюрик". На снимке: ещё не остыла раскалённая броня, ещё дымятся пробоины в борту — броненосный крейсер "Россия" после боя у острова Ульсан...



Война приобретает всё больший размах. В тылу гимназистки расцеловывают и закидыват цветами японских пленных, но несмотря на злорадный визг демократов, сквозь снега и морозы на подмогу изнемогающей в боях армии спешат русские войска. На снимке — казачьи сотни уже на Байкале; вдали, к проложенной по льду озера железной дороге, медленно движутся эшалоны с войсками, снарядами, продовольствием.



Эскадры Балтийского флота двигаются к Порт-Артуру. На снимке — русские корабли в Суэцком канале. Впереди — броненосец "Адмирал Ушаков". Грозно сверкают на солнце его дальнебойные орудия... Этим кораблям предстоит ещё несколько месяцев пути, тогда как для осаждённых порт-артурцев счёт времени идет уже на недели.



Морозные дни конца 1904 г. Ключевая высота Порт-Артура "Орлиное гнездо" занята японскими войсками. Неприятельские солдаты с любопытством рассматривают развалины русских укреплений, где ещё вчера шли ожесточённые бои. Под их ногами — битый камень, осколки снарядов, засохшая кровь, и... забытая уже слава наших отцов, дедов и прадедов.


Здесь держались до конца... На снимке: разбитые, перевёрнутые русские орудия — впервые за многие дни наступила тишина на бастионах, Но не надолго эта тишина — за этот, политый кровью камень предстоит ещё последняя, отчаянная схватка.



На пристани стало черно от моряцких формёнок — это последние резервы защитников крепости. На снимке моряки броненосца "Севостополь" - единственногоо из русских кораблей оставшегося на плаву, строятся перед выступлением на сухпутный рубеж обороны. Стройны ряды, спокойны лица - сейчас на плечи накинут бушлаты, к винтовкам примкнут штыки...



Над городом нависла большая опасность: ключевые высоты заняты японцами. Их ещё пытаются отбить войска генерала Кондратенко, но положение кораблей просто отчаяное - им негде укрытся от выстрелов японских тяжёлых орудий, который с высоты крушат русскую эскадру. На снимке — броненосец "Пересвет" в разрывах снарядов.



Там, вдали, на высотах идут последние бои за "Орлиное гнездо", но эти корабли уже ничем не могут помочь своим защитникам — их пушки сняты, орудийные башни взорваны, а экипажи сошлись в рукопашной схватке с японцами. На снимках — погибшие корабли в порт-артурской гавани: затопленые броненосцы "Пересвет" и "Победа". Вскоре у причала, под охраной японских военных, русское население покинет город, но война на этом не кончится — впереди ещё два последних, заключительных её аккорда - Мукдэн и Цусима...

на главную
сaйт управляется системой uCoz
© Александр Нехристь. 2007 г.