© Александр Нехристь
на главную
Т Р И З У Б Е Ц.   В С Е   Т О Ч К И   Н А Д    i
Гербом Украины является изображение тризубца. В своё время его появление в качестве символа государства вызывало немало удивления. Что же представляет собой этот знак и что он означает?

Как ни странно, но этим вопросом, вполне ясным для людей, разбирающихся в истории, многие задаются и поныне. На тему герба Украины в печати то и дело появляются публикации, а на телевидении — серии передач где, наделённые энтузиазмом и непомерным самомнением, «знатоки истории» спешат выдвинуть свои, зачастую сомнительные предположения. Некоторые из них договариваются даже до утверждения, что в изображении трезубца содержится слово «воля».

Как не смешно было бы всё это читать и слышать, не следует забывать, что строятся все эти предположения не на пустом месте. Так, ещё российский исследователь Карамзин додумался до того, что предложил считать трезубец символом христианской троицы. Будучи одним из первых распространителей исторических знаний, он нисколько не смущался тем обстоятельством, что этот знак вошёл в употребление ещё во времена, когда в святорусской земле христианская религия не имела существенного значения.

Как и исследователи прошлых времён, так и нынешние исследователи, сколь ни будь серьезных доводов, подкрепленных археологическим и документальным материалом, для подтверждения своих выводов не приводят, зато вовсю используют печатные средства и телеэкран, для оглашения своих изысков.

Когда подобные высказывания исходят из уст энтузиастов, любителей истории, то это понятно: отсутствие знаний в данной области не может привести к появлению обоснованных выводов из рассмотрения данного вопроса. Иное дело, когда этой темы касаются люди, которые по долгу полученного образования, должны владеть основами исторической методологии, а так же, владеть сведениями из смежных с историей областей, таких как: археология, лингвистика и т д. На практике это приводит к тому, что такой „исследователь”— человек, не всегда отличающий букву „ерь” от буквы „ер”, не только рассуждает на тему летописных текстов, но и сам осмеливается браться за перо.

Трезубец прошел удивительную историю от герба обширнейшего государства до полного забвения и возрождения в одном из трёх государств расположенном на землях ушедшей в небытие Киевской Руси. Весьма показательно, что именно в Украине — народ которой сохранил свою истинную русскость, этот знак стал государственным гербом. Во времена существования СССР упоминание о тризубце был положен негласный запрет. Так, академик Борис Рыбаков в своём основополагающем труде „Язычество Руси” скрупулезно перечислял и истолковывал значения едва ли не каждой царапины, найденной на черепках разбитых горшков, нагромоздил целый мир собственных представлений и привёл множество археологического материала для подтверждения тех, или иных, своих предположений. Однако при этом умудрился нигде не упомянуть о трезубце. Нигде и ни единого слова, и это притом, что знак трезубца встречается в археологических находках гораздо чаще, чем замысловатые завитушки на глиняных горшках.

Те же из специалистов, которые брались за изучение тризубца, ограничивались тем, что спешили пояснить неискушённому читателю о древнегреческом, иранском, боспорском и прочих влияниях, приведших, по их мнению, к появлению подобного изображения. При этом, они нисколько не смущаются тем обстоятельством, что изображение трезубца изменялось именно в то время, когда уже ни древних греков, ни боспорской культуры не существовало в помине.

Таким образом, все археологически подтверждённые изменения в тризубце происходили в отрезок времени с X по XII века, то есть, во время существования Древнерусского государства со столицей в Киеве. Первое летописное упоминание о трезубцах, в качестве отличительных знаков именно киевских князей, содержится в болгарских летописях, в которых говорится о том, что древки знамён Святослава Игоревича вторгшегося в Болгарию были увенчаны именно тризубцами. Сохранилась печать князя Святослава, а так же костяная пластина с изображением трезубца.


Из приведенного изображения видно, что, тризубцами они не являлись, а представляли собою именно двузубец. Почему же болгарский летописец говорит о тризубцах? Объясняется это просто: литой или кованый двузубец насаживался сверху на древко, вершина которого и служила серединным зубцом. Изображения двузубцев и тризубцев в большом количестве встречается на различных вещественных памятниках прошлого: кирпичах, свинцовых печатях, костяных пластинах.

Всё это говорит о том, что данный знак служил обозначением собственности киевских князей и постепенно, вместе с превращением полугосударственного общества в общество государственное, изменял своё значение. Проходил путь от знака личной власти к гербу, в нынешнем понимании этого слова.

Сказать, когда именно тризубец стал гербом Киевской Руси, означает и сказать, когда именно произошла Киевская Русь, что выходит за границы предназначения данной статьи. Отмечу лишь общеизвестное: государства не возникают вдруг и ни из чего. Устройство первобытного общества усложняется постепенно и постепенно принимает формы свойственные государству, основными признаками которого являются суд, управление над определённой областью и сбор налогов властью. К внешним признакам сложившегося государства без сомнения относится: знамёна, печати послов, клейма и чеканка собственной монеты.

Именно в качестве герба созданного государства, тризубец появляется на монетах его создателя — Володимира Святославича, прозванного в народе Красным Солнышком.


Тризубец изображен на оборотной стороне серебряной монеты (реверсе). Точно так же, герб государства изображается и на современных монетах. На лицевой же стороне сребреника изображён сам князь Володимир Красное Солнышко, а надпись на монете гласит: „Володимер на столе, а се его серебро”. Показательно, что именно тот знак, который Володимир разместил на своих монетах, впервые принимает вид собственно тризубца. Кроме того, что трезубец во время Володимера стал знаком государства, он наряду со своим новым значением сохранял и прежнее: служил знаком княжеской собственности. Его по-прежнему ставили на печатях и им, как и прежде, метили кирпич с княжьих мастерских. Так, при строительстве церкви Богородицы именуемой в народе „Десятинной” использовался кирпич, помеченный изображением тризубца. Такой кирпич и с таким клеймением изготавливался для строительства каменных сооружений — церквей и княжьих дворцов.


Спустя два столетия после смерти Володимира Красное Солнышко, его далёкий потомок князь Андрей, выстроил в своей загородной резиденции дворец из кирпича, помеченного знаком тризубца. Не исключено что им метили скот и княжеские борти, а так же границы княжьих угодий. В соответствии с вышеприведенным, тризубцем метились и рабы, коих в те времена во множестве вывозили в столицу Византии город Царьград (Константинополь). Работорговля составляла важнейшую часть торгового оборота между Русью и Византией вплоть до конца XI века, когда рабов вместо вывоза стали сажать на землю. Таким образом, видеть в трезубце слово «воля», как видят некоторые ретивые исследователи, означает не что иное, как давать эту самую волю безудержному полёту фантазии.

То, что именно при Володимире Красное Солнышко тризубец стал символом новосозданного государства, не вызывает сомнений. Из всех правителей Киевской Руси, народная память донесла до нас имя только одного князя — Володимира Святославича. Ни его предшественники, ни его потомки, а среди них были люди незаурядные, не удостоились чести стать основным персонажем народного эпоса. Образование государства народ связывал именно с этим человеком, о котором и сохранил память в своих былинах.

Князь Святополк Володимерович, наследовавший Володимеру Красное Солнышко и правивший непродолжительное время, на своих монетах возвращается к изображению двузубца, левый зубец которого принимает форму вплетенного креста.


На лицевой стороне монеты — сам Святополк. Заметно его портретное сходство с Володимиром Святославичем: такое же удлинённое лицо, длинный прямой нос, близкое расположение глаз. Был ли он сыном Володимира или был он сыном Ярополка, из данного изображения судить трудно, тем более, что вероятнее всего здесь попросту имеет место родовое сходство.

Появление креста на его знаке в качестве символа княжьей власти, не случайно. Христианство очень медленно прививалось на Руси и вплоть до XV века являлось верой правящих верхов да торговой части горожан. Для основной массы людей не только Руси, но и покорённых Киевом земель она была совершенно чужда. Из летописей известно, что сына Володимира Красное Солнышко — Глеба, не приняли в Муроме на княжение, и запретили строить христианские церкви. Введением креста в древний символ, Святополк без сомнения, стремился новой правкой древнего знака, способствовать распространению новой религии, но уже изгнавший Святополка и захвативший власть в Киеве, четвёртый сын Володимира — жестокий и властолюбивый Ярослав, возвращает на своих монетах изображение именно тризубца.

Его монеты отличаются от монет Володимира и Святополка тем, что вместо изображений главы государства, подаваемого прежде в самых общих чертах, на нём теперь помещается изображение христианского покровителя князя. На монетах Ярослава изображён не он сам, а так называемый „святой” Георгий или Юрий. Юрий — это нерусское, второе, греческое имя Ярослава Володимировича. Объяснением тому, почему на монетах не изображается „самовластец”, как осуждающе называл Ярослава Мудрого летописец, может служить то, что именно при этом правителе всячески поощряется монашество и новый взгляд на жизнь, в которой приветствуется одно лишь смирение.


По смерти Ярослава и очередного раздела Киевской Руси между его сыновьями, выпуск собственной монеты прекращается, но тризубец по-прежнему сохраняет своё значение в качестве знака многочисленных властителей Киевской Руси, состоявших в кровном родстве, и ведшим свой род от Игоря и Ольги. Изображение его постепенно изменяется. Каждый обособленный властитель стремиться подчеркнуть в своём символе неповторимость и отличие, как от предшественников, так и от других властителей. Это хорошо видно при сопоставлении изображений тризубца, упорядоченных по временной шкале — сверху вниз. В XII веке трезубец принимает формы, весьма отдалённо напоминающие трезубец Владимира. В северо-восточной „залесской украине” он и вовсе принимает вид двузубца и даже вид напоминающий льва. (изображения 21, 26, 28,)


После разгрома Киевской Руси монгольскими войсками, трезубец совершенно исчезает из обихода. Военно-политическая катастрофа и последовавший за нею геноцид, привели к совершенной утрате связи времён и возникновению на осколках русской народности и окружавшей её славянских племён новых народов, весьма смутно помнящих о своём великом и трагичном прошлом, и ещё более смутно представляющим себе его символику.

Свою лепту в деле забвения тризубца внесло, навязываемое народу христианство в лице наиболее одиозного его течения — так называемого „православия”.

Христианская истерия и отсутствие свободомыслия привели к исчезновению из обихода не только тризубца, но и знаков древних городов. Так, лук, являвшийся гербом Киева даже во времена польского господства, заменён изображением "старшего ангела" Михаила, взятым из христианской мифологии. Подобная нелепость узаконена невежественными потомками славных киевлян, которые погибли в далёком 1240 году при защите русской столицы.

Только некоторые города сохраняли в своих гербах намёки если не на тризубец, то на русские части, когда-то имевших распространение, знаков власти. Так, Пререяславль-Русский сохранил в очертаниях герба свой первоначальный рисунок, а именно — изображение голого мужчины, стоящего во весь рост. В северо-восточной окраине Киевской Руси —„залесской украине” тризубец в привычном его виде не применялся. Его изображение переработалось настолько, что стало походить на изображение льва. Только этим можно более-менее разумно объяснить появление льва с поднятой лапой в качестве государственного знака Владимиро-Суздальского княжества. Впрочем, возвышение Москвы привело к забвению и этого знака, ведшего свою родословную от русского тризубца. Знаком нового государства стало изображение всадника поражающего копьём змея. Но и это, удачное и выразительное изображение которое несколько столетий служило символом Московского государства, заменено по прихоти его князя Ивана изображением двухголового византийского орла.

Возрождение трезубца в качестве герба государства началось уже в двадцатом веке и весьма показательно что, возрождение этого знака началось именно в Украине, земли которой являлись колыбелью всей русской цивилизации. Трезубец использовался во всех знаках организаций боровшихся за независимость Украины, а с её юридическим оформлением в 1181 году стал её малым гербом.

Однако и здесь не обошлось без странностей. Изображение тризубца в его нынешнем виде — практически безупречно, что делает честь художникам, однако изображается тризубец на фоне западноевропейского геральдического щита, что попросту поражает и явно не служит восприятию древнего знака в качестве своего, родного (как известно, древнерусские щиты имели миндалевидную форму).

* * *

<Так что же означает этот знак, вернувшийся к нам спустя 850 лет, после своего полного забвения? Ответ на этот вопрос можно получить, если принять во внимание толкования иных распространённых знаков: пятиконечной и шестиконечной звезд, свастики, креста. На разгадывание скрытого смысла этих изображений бились многое специалисты, но так и не пришли — ни к единому мнению, ни к мнению сколь ни будь обоснованному.

В случае с трезубцем мы все имеем то же, что и в случаях с остальными знаками — попытками втиснуть в простые очертания целый сонм мыслей.

Зададимся простым вопросом: для чего людям вообще понадобились знаки? Конечно же, для того, чтобы ими осведомлять других людей о чём-либо важном и существенном там, где не было возможности изображать текст. Для передачи тех или иных сведений большого объёма, применялись буквы и иероглифы, предшественниками которых и были простые знаки-символы. Естественно, для того чтобы путник воспринимал знак, высеченный к примеру на придорожном камне, этот знак должен быть выразительный по своим начертаниям и быть не похожим на другие. Иными словами, основным требованием к знаку, в первую очередь, являлись внешняя выразительность и простота начертания. Правда любителей прочитывать в трезубце целые слова, соображения практического применения и самого здравого смысла не останавливают и поныне. Вступать с ними в научный спор бессмысленно, так как при буйном воображении в знаке трезубца можно прочитать не только слово „воля” но и целую азбуку.

Ограниченное количество доступного исследователям материала с одной стороны, а так же непременное желание дать ответы на все возможные вопросы с другой, приводят к тому, что вместо научно-обоснованных выводов, читателю предлагается лишь собственное видение того или иного случая в истории. Так, упоминаемый уже академик Б.Рыбаков, описывая значение женского головного убора, наделил мыслимыми и немыслимыми значениями, каждую его составную часть, изведя на это добрую дюжину страниц печатного текста. Остаётся удивляться тому, как это он не успел научно обосновать стремление женщин красить щёки и губы и не сдобрил свои пояснения рассуждениями о понятиях макрокосмоса в сознании древних?

Читая его рассуждения, приходишь к мысли о том, что автор пытается убедить не столько читателя, сколько самого себя в собственной „учёности”. Действиительно: карамзинщина, солвьёвщина и грушевщина, равно как и страсть к многотомию, желание показать свою „учёность” путём усложнения рассматриваемых вопросов, настолько въелись в сознание исследователей, что любое явление, они склонны возводить либо к макрокосмосу или к иранскому влиянию, напрочь забывая про здравый смысл. Явления сложные, они спешат пробежать одной строкой, а в случаях, где достаточно обойтись и простым объяснением, умудряются исписать целые тома.

Применительно к тризубцу можно сказать, что своим видом он выражает не более, чем могут выражать своим видом: крест, полумесяц или свастика — простые и ясные знаки, указывающий на принадлежность той или иной вещи её владельцу: монеты, борти или раба, ноги которого забивали в колодки и которую затем наверняка клеймили знаком трезубца, чтобы впоследствии отличить этого раба, предназначенного для продажи князю, от других пленных.

Поскольку государство в эпоху Киевской Руси рассматривалась как личная, совокупная собственность потомков Игоря и Ольги, то впоследствии этот знак стал символом и государства. Внешние начертания трезубца не могут сказать нам о каком-либо смысле, могущем скрываться в изображении, так как, соображения эстетические в нём явственно преобладают. Те же изменения, которым подвергалось изображение трезубца у разных властителей Руси, говорят не о столько о затаённом смысле, сколько о смысле здравом, заключающемся в простом отличии своего знака от знака чужого.

на главную
сaйт управляется системой uCoz
© Александр Нехристь. 2007 г.